назад   на главную

Рудакова А.Н. Web-сайт преподавателя в контексте информатизации образования // Проблемы мониторинга качества обученности и уровень воспитанности студентов в условиях непрерывного профессионального образования: Материалы докл. регион. науч.-практ. конф. май, 2004. - Курган: КТК, 2004. - 231 с. С. 156-160.

А.Н. Рудакова

WEB-САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

     Процесс информатизации образования, охвативший в последние два десятилетия все сколько-нибудь развитые государства мира, был вызван не столько появлением новых технических (компьютерных) средств, сколько все более обнаруживающейся ущербностью традиционных образовательных средств. Современный динамично меняющийся мир предъявляет свои требования к содержанию и формам технологий образования. Собственно передача знаний учащимся, считавшаяся до недавнего времени основой образовательного процесса, становится тормозом в современном мире, нагружая обучаемых стремительно устаревающей и обесценивающейся информацией. Основной функцией современного образования становится обучение учащихся добывать знания самостоятельно, то есть научить учиться. А это, в свою очередь, требует особых подходов к организации учебного процесса. Поскольку достижение новой цели образования во многом зависит от качеств самих учащихся, особое значение приобретают методы и средства обучения, основанные на индивидуальном подходе к каждому обучаемому и стимулировании его познавательной активности.

     В свете вышесказанного считаем перспективным использование такого нетрадиционного пока средства обучения как web-сайт преподавателя (поскольку современное состояние сетевой компьютерной инфраструктуры еще пока не позволяет широко использовать предлагаемые в данной статье рекомендации, следует рассматривать их в качестве ориентиров развития на ближайшую перспективу – 5-10 лет).

     Любые новые образовательные средства на первых порах следует рассматривать лишь в качестве вспомогательных и дублирующих (но ни в коем случае не заменяющих) традиционные формы и средства образовательного процесса. В этой связи и введение форм дистанционного образования, в том числе и сайт преподавателя, не стоит расценивать в качестве полноценной замены самому преподавателю, его аудиторной работе с учащимися.

     Вместе с тем, можно указать такие преимущества сетевой формы обучения, которые не только выгодно отличают ее от традиционных форм организации учебного процесса, но и позволяют рассматривать в качестве совершенно особого образовательного средства.

     1. Индивидуальность. При традиционных формах обучения, представляющих собой, как правило, аудиторные занятия, преподаватель работает не с конкретным студентом, а с группой, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

     Интеллектуальные и психологические особенности учащихся делают традиционные унифицированные приемы обучения крайне неэффективными. Преподавателю приходится ориентироваться либо на "сильных" студентов (при этом они становятся еще сильнее, а "слабые" безнадежно отстают), либо на отстающих (при этом удается сделать разрыв между сильнейшими и отстающими минимальным, однако средний уровень группы неизбежно снижается). Дифференцированный подход в рамках традиционных аудиторных занятий также не всегда эффективен, так как требует значительных усилий преподавателя и может, к тому же, породить психологические проблемы в коллективе.

     Студент, работающий непосредственно с ресурсами сайта преподавателя, в значительной степени избавлен от большинства указанных проблем. Значительный объем, многообразие и различные степени адаптированности представляемой на сайте информации позволяют одинаково эффективно обучать студентов с различным уровнем подготовленности и интеллектуально-психологическими характеристиками. Кроме того, индивидуальность работы с web-ресурсами препятствует появлению заниженной самооценки и позволяет избежать связанных с ней психологических проблем.

     2. Неограниченность по времени. Жесткие временные рамки аудиторных занятий зачастую не позволяют преподавателю глубоко и всесторонне раскрыть содержание изучаемой темы. Психолого-когнитивные особенности учащихся также требуют различного по протяженности временного ресурса для освоения одного и того же объема учебного материала.

     Работа с образовательными ресурсами web-сайта не ограничена жесткими временными рамками, что способствует их более глубокому и прочному усвоению.

     3. Разнообразие и нелинейность получаемой информации. В рамках аудиторного занятия рассказ преподавателя жестко детерминирован рамками темы. Последовательность изложения делает любой пройденный учебный материал крайне важным для понимания всего последующего. Поэтому студент, что-либо забывший или не понявший из предыдущего материала обычно не имеет времени для получения необходимой информации, а значит хуже усваивает новые сведения.

     Работа с гипертекстом web-сайта, где любые важные понятия, термины являются ссылками, позволяющими получить исчерпывающую о них информацию, приводит к последовательному и, главное, осознанному восприятию нового материала. К тому же, в отличие от рассказа преподавателя, текстовый ресурс более избыточен, а значит позволяет воспринимать информацию с минимальными искажениями.

     Итак, как мы видим, преподавательский web-сайт требует, с одной стороны, резкого возрастания самостоятельности студентов, роста их познавательной активности, а с другой – значительных, хотя во многом и одномоментных, усилий преподавателя по созданию полноценного образовательного web-ресурса.

     Эффективность сайта преподавателя как средства обучения напрямую зависит от наличия интуитивно понятной и в то же время подробной и емкой структуры, что должно обеспечить беспроблемную навигацию по его информационным ресурсам. Студент, в процессе работы с ними, должен отчетливо себе представлять в каком из разделов сайта он сможет найти интересующую его в данный момент информацию. Естественно, доступ к этой информации должен быть оперативным, то есть требовать минимального количества действий со стороны пользователя и обеспечивать быстрое возвращение в исходный пункт.

     Контент сайта (то есть его основное содержание без меню, сервисов обратной связи и прочей служебной информации) желательно организовать как минимум из двух разделов: учебно-методических материалов самого преподавателя и библиотеки.

     Учебно-методический раздел сайта должен содержать базовые учебные пособия (желательно с пошаговой структурой, учитывающей уровень подготовки студента) по каждой из учебных дисциплин, может включать в себя тематические планы лекционных и практических занятий с указанием рекомендуемой литературы и источников, а также вопросы и тесты для самопроверки. Представляется желательным и наличие некоего аналога сетевых FAQ (Frequently Asked Questions) – ответов и комментариев преподавателя на часто задаваемые студентами вопросы.

     Библиотека должна включать в себя электронные версии учебно-методической и справочной литературы по изучаемым курсам, а также подборку нормативных актов и прочие вспомогательные материалы – типовые формы, шаблоны документов, таблицы и т.п. Причем, совсем не обязательно выкладывать все эти ресурсы на своём сайте (иначе встанет серьезная проблема с их обновлением), достаточно сделать ссылки на соответствующие страницы специализированных сайтов, где контент постоянно обновляется.

     Функцию контроля над эффективностью сетевых средств обучения должны выполнять сервисы обратной связи, обеспечивающие полноценную интерактивность образовательного процесса. К сервисам обратной связи в данном случае относятся не только традиционные и ставшие уже привычными "электронная почта" (E-mail) и "гостевая книга", но и особые интерактивные средства, используемые в самом образовательном процессе. Это, прежде всего, защищенные логином (именем) и паролем персональные странички учащихся, где они получают индивидуальные задания от преподавателя и размещают результаты своей самостоятельной учебной работы. К интерактивным средствам могут быть отнесены и электронные проверочные тесты, автоматически проверяемые и пересылающие результаты проверки на электронный адрес преподавателя.

     Помимо работы со студентами, то есть вертикальных связей, сайт преподавателя содействует и налаживанию горизонтальных связей с тематически близкими образовательными web-ресурсами и отдельными преподавателями из других учебных заведений, городов и даже государств. А это, в свою очередь, способствует большей эффективности и широкому распространению данного средства обучения.

     Несмотря на кажущуюся сложность "технической стороны" представленной модели преподавательского сайта, его создание и администрирование сегодня вполне возможны даже на любительском уровне. Многие сетевые компании предоставляют в бесплатное пользование (хостинг) доменное имя второго уровня, неограниченное по объему место для сайта на серверах, имеющих постоянное подключение к глобальной сети, а также его полноценное сервисное обслуживание. Бесплатные готовые шаблоны web-страниц и скрипты (автоматически исполняемые сценарии) для интерактивной составляющей сайта избавляют его создателя от необходимости знания даже основ программирования и позволяют создавать полноценный образовательный сетевой ресурс при минимуме усилий и материальных затрат.

     Таким образом, основным препятствием для реализации предложенной модели преподавательского сайта является не сложность его технического осуществления (примером чему может служить сайт автора http://www.tel-quel.da.ru/, последовательно реализующий данную модель), а слабость и неразвитость сетевой инфраструктуры. Именно поэтому реальное воплощение новой, сетевой технологии обучения отнесено нами в ближайшее будущее.


Hosted by uCoz